искусство эпохи возрождения Италии
Донателло

Видеоматериалыico video

Донато ди Никколо ди Бетто Барди или как для всех привычнее и удобнее —
Донателло (Donatello) являлся скульптором из Флоренции (около 1386-1466).
Являясь
выдающимся мастером культуры раннего Итальянского Возрождения, он был также и родоначальником искусства Классицизма флорентийской школы.


Обучение Донателло получил в мастерской Л. Гиберти. Огромное влияние на его творчество оказала проторенессансная школа А. Пизано. Если судить по первым работам скульптора, то их выполнение приближенно к готическому стилю. Как искусно заметил М Дворжак: «художественной колыбелью» Донателло (впрочем, также как Ф. Брунеллески), являлась строительная мастерская собора Санта Мариа дель Фьоре.


Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Существует вероятность, что примерно в 1406-1408 годах им было выполнено две фигуры молодых пророков, которые были расположены над северным порталом собора. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не связано со стеной. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Данное произведение скульптора уже наполнено теми характерными чертами для зрелого периода его работ: стремлением к однородности элементов классического и готического искусства.

 

Давид - донателло

Давид


Следом находятся статуи сидящих евангелистов: Иоанна и Марка (фасад Орсанмикеле) 1411-1413 года. Примерно в 1417 году Донателло для Орсанмикеле сотворил одну из самых известных статуи Святого Георгия, которая в последствии была перенесена в Барджелло. Она выполнена в виде юного рыцаря, который выступает в роли первой портретной статуи Донателло.


Позднее были реализованы статуи пророков, получившие ещё большую индивидуализацию. Они были определены в качестве украшения кампанилы, среди фигур, которые в наивысшей степени сильны по своей внутренней напряженности и глубине: Иоанн Креститель, Иеремия, Цукконе (или иначе Лысый пророк).


Если говорить о работах определивших ранний период, то стоит непременно выделить бронзовую статую Святого Людовика. Её местоположение в настоящий момент — музей Санта Кроче. Данному периоду творчества Донателло обязаны также и три живописных рельефа, а именно: барельеф Вознесение Богоматери, Святой Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Святой Георгий (отправленный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи) и бронзовый рельеф Пир Ирода (предназначенный для купели сиенского баптистерия).

 

Благовещение - донателло

Благовещение


Второй период творческого пути Донателло относится примерно к 1434 году, вслед за созданием табернакля для старого собора св. Петра и завершения ряда других заказов. Мастер возвращается во Флоренцию из Рима, где и совершает работу над некоторыми художественными проектами, в которых главенствовали классические тенденции.
В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Также масштабной работой второго периода мастера являются бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции, датируемые 1434-1443 годами.
Перейдём
к третьему периоду. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) — первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Но не стоит забывать, что главной работой скульптора в Падуе выступает высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио, датируемый 1446-1450 годами. Вначале бронзовые статуи Мадонны и святых находились под балдахином, поддерживающим колонны, которые были назначены на высокий постамент и украшены рельефами. Алтарь был выполнен в определённой форме, которая и повлияла в значительной мере на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Джованни и Кривелли Беллини.

 

Кафедра певчих для флорентийского собора Мария дель Фиоре - донателло

Кафедра певчих для флорентийского собора Мария дель Фиоре


Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур, изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. В процессе работы над данным ансамблем скульптор неоднократно обращался за помощью к своим ученикам, коих было великое множество. Законы перспективы отразились в многофигурных бронзовых рельефах со сценами чудес святого Антония, а невысокий рельеф получил с помощью Донателло иллюзию глубины пространства.


Четвертый период. Работы, которые обрели жизнь после возвращения мастера (примерно 1454 год) имеют шероховатость в поверхности материала, создавалось впечатление не полной обработанности. Несомненно, статуи Святой Магдалины из Флорентийского баптистерия и Иоанна Крестителя из Сиенского собора — подлинные произведения искусства, которые не ограничены рамками нормы. Они являются проявлением наивысшей степени драматизма.

 

Конная статуя Эразмо ди Нарни - донателло

Конная статуя Эразмо ди Нарни


Бронзовая скульптурная группа Юдифь и Олоферн (1456-1457 года), вначале была вхожа в состав композиции фонтана (сад палаццо Медичи), а в настоящее время находится на площади Синьории. Юдифи невозмутима, её образ близок стилю позднеготические статуи Мадонны. Расслабленность ее жертвы сильно потрясают наблюдателя и это даже невзирая на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным.


Великолепны работы, относящиеся к позднему стилю Донателло: бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), которые были завершены его учениками уже после его смерти; яростные сцены Страстей Христовых — одни из самых пронзительных в своём драматизме работ во всем христианском искусстве.

Мария Магдалина - донателло

Мария Магдалина


Заметим что, невзирая на стремление к античности, Донателло внёс новую волну в искусство: «В его искусстве есть черты чуждые формальности тех античных фрагментов, которые могли быть ему известны. Почти повсюду в его произведениях виден беспокойный дух, видна немного дикая энергия, находящаяся в каком-то родстве со скульптурами готических соборов».


Донателло — величайший скульптор, творчество которого дышит пластикой, объёмом и характером формообразования.

 

Давид (Донателло) (25:30)

Давид (25:30)

Библейский сюжет

Пир Ирода (25:40)

 

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой