искусство эпохи возрождения Италии
Филиппо Брунеллески

Во Флоренции в 1377 году произошло рождение Филиппе Брунеллески. Будучи очень спокойным, послушным, а порой даже робким ребёнком, он также был крайне честолюбив, что и позволяло добиваться ему любых заданных высот. Большой интерес к живописи и рисованию стал проявляться у Филиппе в самом раннем возрасте. Согласно обычаю отцом Брунеллески было решено обучать его ремеслу, на что сам Филлипе выбрал ювелирное дело и получил одобрение.

Занятия живописью помогали Филлипе в ювелирном мастерстве, и вскоре он стал настоящим профессионалом в ювелирном деле. Он был великолепен в черни, в рельефе по камню, в смальте, в резьбе, гранении и полировке драгоценных камней и во многом другом. Ведь к чему бы он не прикасался, имело успех.

 

Купол флорентийского собора на восьмигранном барабане - филиппо брунеллески

Купол флорентийского собора на восьмигранном барабане


1398 год характеризуется для Брунеллески вступлением в Артеделла сета и становлением золотых дел мастером. Данный цех специализировался на производстве шелковых тканей, а также на пряже золотых и серебряных нитей. Обратим внимание на то, что вступление в данный цех вовсе не давало аттестата, который Филлипе получил лишь в 1404 году (спустя шесть лет).

Брунеллески до данного жизненного этапа практиковался в мастерской известного ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе, в котором он пробыл до 1401 года. Впоследствии был объявлен конкурс на вторые двери флорентийского Баптистерия, и он, вероятно на момент исполнения 24 лет, проживал уже во Флоренции. Свой основной профиль Брунеллески выбрал при совместной поездке с Донателло в Рим для изучения памятников античного искусства.

Филиппе связывал свою жизнь не только с зодчеством, но и с политикой. Он был богат (хозяин дома во Флоренции и земельных владений в ее окрестностях) и неизменно был членом правительственных органов Республики. Так 1400-1405 года он был в Совете дель Пололо или Совете дель Коммуне. Позже, спустя тринадцать лет (с 1418 года) Филиппе константно был представителем Совета дель Дудженто, а также одной из «палат» — дель Пололо или дель Коммуне. Важно и то, что он практически не пропускал заседания.

 

Капелла Лацци в соборе Санта-Кроче во Флоренции - филиппо брунеллески

Капелла Лацци в соборе Санта-Кроче во Флоренции


Что же касается строительной деятельности мастера, проходившей по поручению или с утверждения Флорентийской коммуны, то он творил как непосредственно в черте города, так и за её пределами. Проекты Филлипе под его чутким руководством дали жизнь целой системе укреплений в покоренных Республикой городах, а также на рубежах подчиненных ей или контролируемых территорий. Фортификационные работы были в Лукке, Пистойе, Ливорно, Пизе, Римини, Сиене и неподалеку от этих городов.

Флоренция представляла непреступную землю, охваченную широким кольцом крепостей. С лёгкой руки Филиппе были укреплены берега Арно и возведены мосты. С миланскими герцогами были напряжённые отношения. В столь редкие минуты перемирий его направляли в Милан, Феррару Мантую не только по профессиональным нуждам, но и с дипломатическими намерениями. Бесспорно, свой архитектурный лик Флоренция получила во многом благодаря таланту Брунеллески.

Также работой Филиппе становится и великолепная церковь Сан-Лоренцо. Хотя в данном проекте мастеру не дали полную свободу действий. Ведь по его замыслу должен был получиться восхитительный городской ансамбль без торговцев на площади вокруг Сан-Лоренцо и домов местных жителей, препятствующих виду на прекрасный храм. Естественно, сносить дома оказалась куда более проблематично, ведь для жителей комфорт был превыше красоты. Более того, они также заручились и поддержкой Козимо Старшего (негласный властитель Флоренции), что и привело к отказу Брунеллески от своей столь грандиозной задумки.

 

Интерьер церкви Сан-Лоренцо во Флоренции - филиппо брунеллески

Интерьер церкви Сан-Лоренцо во Флоренции


Но на этом его неудачи не закончились. Похожая ситуация приключилась с ним при строительстве собора Санто-Спирито. Горожане не смогли отказаться от собственного удобства лишь для того, чтобы Флоренция стала ещё прекрасней. Согласно проекту собор (на радость приплывающим сюда судам из других городов) должен был выходить на набережную Арно, но проект не успели завершить из-за кончины Брунеллески.

А вот воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата получилось выполнить в соответствие с задумкой архитектора. Площадь полностью реализована в общем стиле, представляя собой единый ансамбль. Настоящие ценители и знатоки архитектуры эпохи Возрождения постоянно восторгаются ей, нарекая первым памятником нового стиля, в котором всё наполнено гармонией, красотой и покоем. Это, безусловно, так. Хотя и не стоит забывать о том, зачем был возведён Воспитательный дом. Являясь приютом для детей-сирот, он также был и домом для монахинь, нянек, и прочей обслуги для детей. Помост служил чем-то вроде «подиума»: на него выставляли детей, чтобы можно было приглядеться к сироткам и выбрать того, кто приглянется для усыновления.


Но о благородных функциях Воспитательного дома, Филлипе думал меньше всего, так как проект не предполагал столь нужных помещений для стирки, сушки, ни комнат для детей и что уже говорить про комнаты нянек. Дом пришлось перестраивать внутри.

Филлипе Брунеллески на пьедестал всегда ставил гармонию, нежели человеческие удобства и нужды. Мастер творил не для людей, а для вечности. Брунеллески скончался 16 апреля 1449 года. Похороны состоялись на кладбище в Санта-Мария дель Фьоре.

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой