искусство эпохи возрождения Италии
Джовани Беллини

Будучи младшим братом Джентиле, Джованни Беллини по прозвищу прозванный Джамбеллино (около 1430–1516 годов) — необыкновенный художник эпохи Возрождения. Он является основоположником новой традиции в живописи, уделяющей основное внимание свету и колориту.

Как бы ни была сильна слава этого мастера, о его жизни до наших дней дошло крайне мало информации. Большинство из его творений не имеют дат, а тот факт, что художник зачастую пользовался помощью своих учеников, осложняет определение авторства работ.

Творчество Беллини было сформировано под огромным влиянием отца и художественной атмосферы Падуи (1440 года). В тот период работал мастер Якопо и выдающийся флорентийский скульптор Донателло. Линеарность и жёсткость исполнения ранних работ, и заинтересованность к археологии Джовани почерпнул из работ Донателло и Мантеньи, который, будучи его ровесником, в 1453 году женился на его сестре.

 

Портрет дожа Леонардо Лоредана - джовани беллини

Портрет дожа Леонардо Лоредана


Падуанский период творчества Беллини охарактеризован строгим стилем, ярким образцом которого служит картина Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. Подчёркнутая скульптурность форм и нежелание передавать оттенки форм говорят о схожести живописного стиля Джованни с Андреа Мантеньи.

 

Святые Христофор, Иероним и Людовик Тулузский - джовани беллини

Святые Христофор, Иероним и Людовик Тулузский


Картина Оплакивание креста полна трагической напряженности. За парапетом — три фигуры, изображённые таким образом словно расположены сильно приближенно к поверхности картины. Их лица мертвецки бледны, а одежды приглушённых цветов утяжеляются фоном свинцового неба. Жесты и выражения лиц нельзя трактовать однозначно. Для Джовани характерно оставлять некую недосказанность, наделяя картину образной силой. Приблизительно в 1460 годах Мантеньи и Беллини написали картины Моление о чаше.


Джованни Беллини родился по одним источникам в 1430 году в Венеции, по другим данным в 1426. Он был сыном Якопо Беллини, основавшего целую династию итальянских художников, состоящей из его сыновей Джованни Беллини и Джентиле Беллини, а также его зятя Андреа Мантенья. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). И с этого времени Джованни продолжил обучение в мастерской Мантеньи, который был придворным художником у герцогов Гонзага. Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника, мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти. В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской.

 

Триптих Рождество - джовани беллини

Триптих Рождество


Примерно в 1475–1476 годах Антонелло да Мессина яркий представитель южной итальянской школы живописи эпохи раннего Возрождения посетил Венецию, где получал и выполнял заказы. Здесь он подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику, в которой соединились достижения северной и итальянской живописи. Предполагается, что это именно он оказал воздействие на творчество Джованни Беллини, что именно под его влиянием тот отказался от темперно-масляной техники и обратился к масляной живописи, дающей больше возможностей в передаче глубины оттенков цвета и света. Однако интерес к подобному творчеству мог возникнуть под влиянием и других мастеров того времени.

Точно сказать трудно, кто из известных художников показал этот тип алтарного образа — святое собеседование, где центральную часть картины занимает Богоматерь с Младенцем, и по сторонам ее окружают святые, одно написанное Джованни Беллини для церкви в Венеции Сан Джоббе, другое изображение — для церкви Сан Кассиано Антонелло да Мессина.

 

Триптих Фрари - джовани беллини

Триптих Фрари


В дальнейшей жизни Беллини, подобные композиции начали занимать основное место в творчестве. Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. Он располагается в одноименной церкви Венеции. В центре картины изображена Мадонна с Младенцем, восседающая на троне; по разным сторонам от нее стоят святые, среди которых можно рассмотреть полуобнаженные фигуры св. Иова и св. Себастьяна, защитников от чумы. Так же в ногах у Мадонны можно увидеть трех восседающих ангелов играющих на музыкальных инструментах; святые, окружавшие Мадонну, погружены в молитву и размышление. Сцена представлена в ракурсе снизу вверх. Сама картина как бы продолжает пространство окружающего интерьера, за счет повторяющихся мотивов орнамента резного камня, обрамляющего образ, который сохранился и по наш день в самой церкви. В картине нет никакого действия; она очаровывает теплым, мягким светом, который связывает все части произведения воедино, в некое духовное пространство.


В конце XV века Беллини написал небольшой триптих для францисканской церкви Санта Мария в Венеции. На картине, за богато украшенной рамой с позолотой, изображены два помещения примыкающих к аспиде. Богоматерь изображена на троне перед мозаикой; у подножия трона два ангела играющих на музыкальных инструментах, по сторонам, в помещениях, двое святых. В картине преобладает созерцательное настроение. Это первая работа Беллини, полностью написанная маслом.


Алтарь Сан Дзаккария в церкви в Венеции был создан в 1505 году и является лучшей работой Джованни Беллини в этом жанре. Святые, обращенные лицом к зрителю, представлены в свободном помещении; из левого верхнего угла льется мягкий свет, объединяющий всю картину. Легкая дымка, окутывающая все поверхности, оттеняет бородатые лица святых; рядом со стройными фигурами святых жен, смотрящих на Богоматерь с Младенцем, два крайних образа выглядят более весомыми и спокойными. Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание».

 

Алтарь Барбаринго - джовани беллини

Алтарь Барбаринго


Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. Его внутреннее равновесие и неизменность подчеркивается композицией фигур Богоматери и Младенца. Уравновешенность его композиций являются предвестником работ Клода Лоррена, у которого логика организации пространства в произведениях смягчается мягким, сияющим светом.


Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Чаще всего, на них изображались молодые люди. Портреты Беллини отличались скорее фотографической точностью изображаемого, чем отражением его внутреннего мира, что привлекало в его работах венецианских патрициев: им казалось неподходящей слишком ярко выраженная индивидуальность для человека, состоящего на государственной службе. Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре — «Портрет дожа Леонардо Лоредано». Над низким парапетом виднеются только плечи, одетые в накидку, и лицо, буквально втиснутое в узкие рамки шапочки. Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым.


От отца Беллини унаследовал интерес к античному искусству и литературе, поэтому помимо религиозных сюжетов в творчестве художника нашли место воссоздание аллегорических сюжетов и случаев взятых из римской истории. Самой знаменитой работой Джованни Беллини считается картина Пир богов, написанная на мифологический сюжет по заказу знатного итальянского вельможи Альфонсо д’Эсте. Верный своему чувству гармонии Беллини и в этой своей работе изображает вольготно расположившихся персонажей, на фоне умиротворенного пейзажа. От картины веет безмятежностью и покоем. Художник не успел закончить эту картину, уже после смерти учителя Тициан закончил его творение.
Смерть Беллини наступила в ноябре 1516 года, мастеру было примерно 85 лет. Похороны были величественными, как и его положение (официальный живописец Венецианской республики).


В наследство потомкам он оставил более 84 полотен — картины с религиозными и мифологическими сюжетами, сценами из Римской истории, портреты важных вельмож и известных личностей Венеции.

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой