искусство эпохи возрождения Италии
Лука Синьорелли

Видеоматериалыico video

Синьорелли Лука — итальянский художник (1445 — 1523), ученик Пьеро делла Франческа Синьорелли, перенявший у него строгое построение форм, любовь и чувство монументальности, которыми и было пропитано его творчество до последних работ.


До нашего времени дошли лишь небольшие фрагменты ранних произведений мастера, такие как фрески Синьорелли, выполненные в 1474 в Читта ди Кастелло. Стиль Пьеро делла Франческа здесь настолько явен, что окружать данные произведения стали и ряд других работ схожих по концепции с мастером из Борго Сан-Сеполькро. Но все же, в связи с плачевным состоянием фресок нельзя с уверенностью сказать о существовании подобных связей. Что же касается времени обучения Луки, то и они покрыты тайной.

 

Мадонна с младенцем, святой троицей - лука синьорели

Мадонна с младенцем, святой троицей


1479 год охарактеризован работой художника над фресками сакристии СантаКаса в Лорето. В ней его стиль писания, художественный лексикон наполнен уже новыми приёмами. Ведь флорентийская живопись, которая в те времена характеризовалась линиями и движениями, были столь не свойственны поэтики Пьеро делла Франчески.


Существует мнение, что познакомил Луку с флорентийской культурой Бартоломео делла Гатта (они вместе работали в Санта-Каса). Как бы то ни было фигуры музицирующих ангелов на своде и в сцене «Обращения Савла» в сакристии по своему стилю очень схожи с творческими поисками Верроккьо и Поллайоло.


Примерно в это же время выходят в свет две картины из пинакотеки Брера в Милане — «Бичевание Христа» и Мадонна с младенцем. Они также выполнены в стиле преобладания линейности, концепции которых восходят к искусству Пьеро.


Большая фреска, выполненная Синьорелли в Сикстинской капелле в Риме (1480-1481) снова выказывает тему сотрудничества мастера с Бартоломео делла Гатта. Хоть в данной работе и не отслеживается влияние Перуджино (ученик Пьеро делла Франческа) вторжение посторонней руки ощутимо в левой группе.

 

Орвиенто - лука синьорели

Орвиенто


Алтарная картина из собора Перудже «Мадонна на троне в окружении святых», датируемая 1484 годом, несомненно, обличает связь с Бартоломео делла Гатта. С другой стороны это произведение свидетельствует о творческой зрелости Синьорелли, о внимании художника к анатомической правильности обнаженных фигур переданных с помощью острых трепещущих линий и пластической светотени. Именно в гармоничном изображении обнажённых форм, делающих человека главенствующим во Вселенной, следуя Поллайоло, мастер достиг самых значимых вершин. В настоящее время исследователи часто приуменьшают степень значения искусства Луки, хотя и неоспоримо считают, что именно он является прямым предшественником Микеланджело.


Синьорелли сознательно отказывается от формальной изысканности в обнажении композиции выстроенной только на игре монументальных масс, проявляя новаторство, которое можно сказать — превзошло все искусство XV века. В 1945 году гибнет картина «Пан» из берлинского Музея императора Фридриха, на которой видно насколько строго передана мифологическая тема, в этом ошибочно видят оппозицию поэтике Боттичелли.

 

Данте - лука синьорели

Данте


Тот же дух пронизывает и многие другие работы Синьорелли, которые были созданы до конца столетия — ведь данный творческий период был самым счастливым. В них прослеживаются признаки свойственные раннему чинквеченто. Пластическая мощь Луки во все красе продемонстрирована во фрески в клуатре монастыря Монте Оливето Маджоре.


Что касается фресок в капелле СанБрицио собора в Орвьето (1499-1504) то в них эволюция Луки как художника доходит до кульминации и на горизонте уже видны начальные симптомы стилистической регрессии художника. В данном цикле, который по традиции считается заключающим основные произведения Луки, видна неуравновешенности композиции, а вольность концепции является отражением замешательства художника.

 

Данте и Вергилий вступающие в чистилище - лука синьорели

Данте и Вергилий вступающие в чистилище


Для стен в иконографической программе Фра Анджелико, который изначально расписывал свод, были предусмотрены изображения грешников и праведников, согласно примеру капеллы Строцци в ц. Санта-Мария Новелла. Но возможно в память о доктрине Савонаролы Лука добавил к ней две сцены. Горизонтально на цоколе расположились изображения двух первых песен из «Чистилища» Данте. Но, даже не взирая на своё невысокое качество, данный ансамбль абсолютен в своём высоком спиритуализме, который характеризует итальянскую культуру того периода.

 

Явление ангела в чистилище - лука синьорели

Явление ангела в чистилище


В последствии, мастера снова захватывают утяжелённые формы и анатомия тела, которая проявлялась и до этого во фресках собора в Орвьето. «Снятие креста» из собора в Кортоне (1502) стало воплощением грандиозности, сочетая акценты на контрастах, линейные и колористические эффекты.


Хотя Синьорелли воспитывал множество учеников в своей мастерской, после себя мастер так и не оставил ни одного знаменитого последователя. На закате жизни Лука придерживался консервативной провинциальной традиции, которой в дальнейшем помешают лишь события в центральной Италии в начале XVI века.

Кончина Века / Лука Синьорелли (25:44)

 


 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой