искусство эпохи возрождения Италии
Мазаччо

Мазаччо родился 21 декабря в день святого Фомы (в честь которого и был назван) в Сан Джованни ди Вальдарно. В этом местечке по рассказам местных людей до сих пор можно встретить некоторые работы, которые были выполнены им, еще, будучи в юном возрасте. Рассеянность и беспечность, столь характерные для людей, чьи мысли фокусируются лишь на вещах приближенных к искусству, были постоянными спутниками и его жизни.

Внимание на себя или других распространялось крайне мало. Мазаччо не вникал в бытовые обыденные заботы, собственная одежда его также не интересовала, а со своих должников деньги взимал только во времена крайне нестабильного положения. Настоящее имя мастера — Томмазо, но все нарекали его Мазаччо из-за своего рассеянного характера, который несмотря ни на что справлялся с невзгодами других людей и с готовностью оказывал всяческие немыслимые любезности и услуги.

 

Мадонна с младенцем - мазаччо

Мадонна с младенцем


Мазаччо в январе 1422 года в возрасте 20 лет поступает во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей (до этого мастер уже проживал некоторое время во Флоренции). К данной школе принадлежал также и Мазолино. Если сравнивать произведения Мазаччо с работами остальных учеников, то различия в стиле становятся очевидными. Он обладал особым стилем письма, новизна исполнения которого делает его творения актуальными и в настоящее время, конкурируя с современным колоритом и рисунком.


В своей работе Мазаччо был крайне усердным и виртуозно владел преодолением трудностей перспективы, что отражено в истории с малыми фигурами. В данной работе помимо Христа, который исцеляет бесноватого, также показаны в перспективе великолепные здания, переданные таким образом, что наблюдатель видит их как внутри и снаружи. Данный эффект был создан с помощью выбора трудной в исполнении точки зрения с угла. В его творчестве преобладает изображение обнажённых тел и сокращение фигур, которое было мало распространено.


Мастер работал на одном дыхании, одежды давались ему с лёгкостью. До наших дней дошёл образ его работы (которая была написана темперой) — изображение Богоматери на коленях у святой Анны, с младенцем на руках. Ещё одно творение автора темперой находится в церкви Сан Николо (за Арно) на алтарной преграде на которой, помимо Богоматери, которой ангел приносит благую весть, имеется изображение восхитительного здания с множеством колон. Оно имеет безукоризненное линейное построение, более того мастер создал иллюзию постепенного исчезновения здания из вида с помощью уменьшения яркости цвета. Здание, бледнея, уходит из поля зрения, что позволяет говорить о его многогранном понимании перспективы.


Мазаччо во Флорентинском аббатстве написал фреской на столбе (напротив одного из тех, что несут арку главного алтаря, святого Ива Бретонского), изобразив его внутри ниши так, что ноги из-за низкой точки зрения сокращаются, а так как это никому другому так хорошо не удавалось, он заслужил немалые похвалы. Что же касается названного святого на другом уровне, то там он выполнил изображение окружающих его вдов, бедняков и сирот, которые нуждаются в помощи святого.


В Пизе находится церковь Кармине на доске, которая находится в одной из капелл трансепта, мастером была написана работа Богоматерь с младенцем. У её ног расположились несколько играющих ангелочков, из которых один играет на лютне и внимательно вслушивается в гармонию звуков. Фигуры (святого Петра, святого Иоанна Крестителя, святого Юлиана и святого Николая) наполненные жизнью и окружают Богоматерь. Ниже, на пределле, представлены малыми фигурами различные жизненные истории этих святых.

 

Троица,фрагмент - мазаччо

Троица,фрагмент


Середина произведения отдана волхвам (которые приносят дары Христу), а также коням, изумительно срисованных с натуры. Одеяния людей составляющих свиту трех царей разнообразны. В завершении данной доски наверху в нескольких клеймах разместилось много святых вокруг Распятия.


После того как Мазаччо вернулся из Пизы во Флоренцию, он написал доску с обнаженными мужчиной и женщиной в полный рост. Но спустя небольшой период времени мастер ощутил дискомфорт во Флоренции и ведомый любовью к искусству и, будучи перфекционистом он уехал в Рим. После приобретения умопомрачительной славы он расписал в церкви капеллу для кардинала Сан Клементе. На ней Мазаччо представил Страсти Христовы с разбойниками на кресте и события, случившиеся со святой Екатериной-мученицей.


В момент росписи Пизанелло и Джентиле да Фабриано в Риме стены церкви Санта Янни (для папы Мартина) часть работы была уже заказана, но, несмотря на это весть о возвращении из изгнания Козимо Деи Медичи (долгие годы покровитель мастера) взбудоражила его, и он отправился во Флоренцию. Это было сделано для того, чтобы выполнить капеллу Бранкаччи в церкви Кармине из-за смерти начавшего её Мазолино да Паникале.

 

Чудо со статоиром - мазаччо

Чудо со статоиром


Мазаччо, дабы продемонстрировать улучшения, которые были внесены им в искусство, создал возле веревок колоколов образ святого Павла. Голова святого, являясь сотворённой с натуры Бартоло ди Анджолини, выявляет бесконечный талант мастера в живописи, ибо при взгляде на творение создаётся столь сильное впечатление вложенной силы, что вот-вот кажется, что фигура заговорит. И даже тому, кто не разу не интересовался заслугами святого Петра, станет ясно при первом взгляде, что он является эталоном благородства римской гражданственности и необузданной твердости, а также души, заботящейся о вере.
Данное живописное произведение (судя по ногам названного апостола) выказывает действительно поражающее понимание сокращения при точке зрения снизу вверх. Мазаччо первым смог избавиться от манеры изображать фигуры, которые стоят на цыпочках, привычным в наши дни образом. До этого никто не менял данную традицию изображения фигур.


Данный период времени охарактеризован освящением названной церкви Кармине. Великий мастер в честь этого сотворил светотенью, а также зеленой землей во дворе над ведущими в монастырь дверьми полностью процесс освящения. Мазаччо обрисовал бесчисленное количество граждан одетых в плащи с капюшонами, следующие за процессией, не обойдя Филиппо Брунеллеско обутого в деревянные сандалии, Мазолино да Паникале, Донателло, Антонио Бранкаччи, Джованни ди Биччи деи Медичи, Никколо да Удзано, Бартоломео Валори. Эти же люди были изображены в доме флорентинского дворянина Симона Корси. Именно там мастер создал портрет Лоренцо Ридольфи (посол Флорентинской республики в Венеции), а также привратника с ключами в руках и ворота монастыря.


Данное произведение по праву можно считать совершенством, так как Мазаччо искусным образом смог расположить на поверхности этой площади людей по пять и по шесть в ряд, таким образом, что они пропорционально уменьшаются в соответствии с точкой зрения. Более того, нельзя не обратить внимания на то, как он предал различные пропорции людей (толстых, худых, высоких и более низких).


Несмотря на то, что произведения великого Мазаччо по праву считаются инновационными для той поры и к ним питается поистине глубокое уважение, многие считают, что если бы не смерть мастера в 26 лет, он бы внёс ещё больше новых приёмов в мировое искусство. Его смерть была столь ранней и стремительной, что существует догадки о том, что это было самое настоящее отравление.

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой