искусство эпохи возрождения Италии
Браманте

Видеоматериалыico video

В 1444г. в бедной семье, проживающей в местечке Монте Асдруальдо, недалеко от Урбино родился мальчик, которого назвали д`Аньоло ли Паскуччо, и который впоследствии получил прозвище Браманте. Несмотря на бедность, родители посодействовали его образованию: его обучали чтению, письму и арифметике.

Его любовь к рисованию вскоре заметил отец и всячески поддерживал сына в этом начинании. Начало обучения Браманте проходило у Карневале, есть предположения, что он встречался с Пъеро делла Франческа, Мелоццо да Форли, и, даже, с Урбино. Он страстно увлекся архитектурой, благодаря этому попал в Ломбардию. Много путешествуя от одного города к другому, он остается неизвестным, да и заработки оставляли желать лучшего. Следовало зарабатывать себе имя и положение в обществе и Браманте едет в Милан.

 

Аркада монастыря Санта-Мария делла Грация в Милане - браманте

Аркада монастыря Санта-Мария делла Грация в Милане


На первых порах Браманте выполняет в основном работу художника, и работает с архитектурным пространством с точки зрения художественной завершенности, работая над перестройкой старинной церкви Санта-Мария прессе Сан-Сатиро.

Его идея заключалась в том, чтобы полусфера купола собирала и венчала равноценные пространственные отрезки, в этой же церкви развить хор купола так, чтоб он был пропорционален протяженности трансепта и главного корабля, было невозможно — не позволяла площадь церкви. Тогда он создает из искусственного мрамора визуальный обман — глубина хора выглядит именно так, как задумывал Браманте. Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Браманте работает с пространством, как со слепком с действительности, для него оно уже не есть универсальная структура.

1844 год посвящен строительству собора в Павии. Браманте участвует в возведении в одном ряду с другими мастерами, но именно ему принадлежит идея объединить воедино пространство здания, возведя для этого купол на трех нефах.

По окончанию миланского периода жизни Браманте работает над возведением хора в церкви Санта-Мария делла Грацие. К сожалению, из-за спешки и недостаточной подготовки исполнителей его идеи плохо понимались. Высокий барабан украшенный галереей спаренных арок, которые чередуются с пилястрами, венчает купол. Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид. Зодчий представлял стены здания тонкими перегородками между пространством церкви и внешним миром. Как будто, под давлением воздуха изнутри, стены и купол поддаются, выгибаются наружу, увеличивая объем помещения на глазах. Большие окна и лоджия барабана, опоясывающая объем облегчают строение, а рельефность поверхностей создают множество мелких украшений.

Браманте никогда не искал усредненного решения для крайностей, он старался использовать особенности человеческого глаза, способности восприятия больших и малых величин, для создания ощущения непрерывного перехода линий. Чтобы в полной мере достигать такой непрерывности, Браманте стремился строить здание единым организмом, унифицировать массы. Эта идея развивалась в миланских работах Браманте, и, впоследствии реализовалась в Риме, когда он работал над проектом перестройки собора Святого Петра.

 

Аркада монастыря Санта-Мария делла Грация в Милане - браманте

Церковь Санта-Мария прессе Сан-Сатиро. Интерьер

 

В 1499 году Милан захватили французы, и Браманте перебирается в Рим. Свои сбережения, привезенные из Ломбардии, он расходовал крайне экономно, стремился к независимости. Жил уединенно, занятием его были обмеры древних городских построек. Через некоторое время цель, которую ставил перед собой Браманте, была достигнута.

Всю оставшуюся жизнь Браманте провел в Риме. Сперва, его службой была должность помощника архитектора при папе Александре Шестом. С 1503 года, после избрания Юлия Второго, Браманте работает только для Римского папы. Конечно, он предпринимает редкие поездки, к примеру, в Болонью и Урбино — в 1506-1507 годах, в Чивитавеккиа — в 1508 году, принять участие в возведении собора Святого Петра — в Лоретто — в 1509 году.

Папа Римский Юлий второй был доволен мастером, отмечал не только его профессиональные, но и личные качества. Браманте становится хранителем свинцовой печати, и тут его живой ум продолжает работать. Художник и зодчий становится еще и изобретателем, придумав и создав устройство для наложения печати на документы.

Переезд в Рим не особо сказался на стиле работы Браманте, несмотря на то, что принято так считать. Длительное время, проведенное в Ломбардии, а так же начало творческого пути в Урбино, наложило отпечаток на стиль его работы, сделав приверженцем консервативных классических художественных традиций.

Если говорить об изменениях в стиле зодчего, то скорее это заключительный этап его творчества, в котором, несмотря на постоянный контакт с античностью, отражена гуманистическая культура. В городскую застройку Милана, которой характерна поздняя готика, органично вписались его творения. Работая в Риме, основной упор делался на сочетании новых сооружений с историческим обликом вечного города, опираясь на расположение древних руин и на свидетельства из трактатов Витрувия. В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план.

 

Церковь Санта-Мария - браманте

Церковь Санта-Мария


Первоочередной задачей было очистить представление об античности, упростить его, так как в поздние времена представление об этом периоде было сильно искажено. В своем первом творении в Риме — церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки. К, примеру, он меняет светотеневое соотношение, для этого расчленил пространство лоджий второго яруса используя дополнительные колонки, уменьшая тем самым эффект их глубины. Этот прием он использует, нарушая все строительные нормы тех лет, нарушая каноны статической структуры, тем не менее, уравновешивая светотеневые эффекты ярусов.

В те же годы ведется работа над Темпяетто — капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио. Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Этот небольшой храм выступал своего рода историческим мемориалом, так как возводился на месте распятия святого Петра, и символическим сооружением, представляя церковь, основанную Петром. Опираясь на исторические сведения и опять же на трактаты Витрувия, Браманте создает храм, содержащий в себе типологию классического центрического храма. Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю.

Идея провести реконструкцию Рима в «историческом» ключе подтверждается и в записке к папе Льву Десятому. В ее написании, кроме Рафаэля, который считается автором, либо принимал участие Браманте, либо задействовались его идеи использовать в градостроении Рима единый стиль.

Браманте разрабатывал типовые здания для Рима как Церковные, так и гражданские. Себе он так же возвел дом, который можно было использовать как для застройки улиц, так и индивидуально. Впоследствии этот дом принадлежал Рафаэлю. Темпьетто — выступил примером типового церковного здания, проект этой капеллы лег в основу проекта работы по реконструкции собора Святого Петра в Ватикане.

Перестройка собора Святого Петра тесно связана с работой над проектом гробницы папы Юлия Второго, над ней работал Микеланджело, она должна была быть установлена над гробницей Святого Петра, под куполом. Существуют данные, что Браманте был обвинен Микеланджело в том, что Браманте помешал воплощению в жизнь проекта. Проект впоследствии в 1545 году был воплощен в жизнь, однако масштабы значительно уменьшились. Браманте и правда, не планировал постройку архитектурного обрамления усыпальницы, в его замыслах было строительство здания, которое приобрело бы монументальное значение. Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело.

 

Гераклит и Демокрит - браманте

Гераклит и Демокрит


Задуманный Браманте собор планировался в виде греческого креста, вписанного в квадрат, в него входили четыре квадратные капеллы, купол возвышался в средокрестии. Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным. Купол должен выступать лишь для развития объема вверх, пространство под куполом должно было быть свободным. По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница. И дело вовсе не в соперничестве мастеров. Художники имели различные подходы к воплощению в жизнь идеологического и исторического монументального строения. Микеланджело стремился к представлению напряжения сгустка сил, Браманте старался передать совершенное равновесие и гармонию форм.

Он был достаточно известной личностью. Высоко ценим как духовными вельможами, так и светскими синьорами. Еще при жизни он заработал великую славу, которая только укреплялась и росла после его смерти. Строительство Сан-Пъетро шло еще долгие годы. Браманте дожил до 70 лет, в последний путь в Риме его провожали с величайшими почестями и церковные сановники и все, кто считал себя его коллегой — скульпторы, живописцы и архитекторы. Его могила находится в Сан-Пъетро, где он был погребен в 1514 году.

 

 

Браманте (12:54)

 


 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой