искусство эпохи возрождения Италии
Тициан

Видеоматериалыico video

В 1480 году, в знатном семействе Вечелли, в городке Кадорра, что расположен на реке Пьяве и находится недалеко от подножия Альп, родился будущий великий художник. В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию. Благодаря дяде, заметившему у мальчика талант будущего живописца, Тициан попал в обучение к Джан Беллино — знаменитому на то время художнику, у которого принялся изучать рисунок, обнаружив в процессе обучения превосходный вкус, природную одаренность и недюжинный талант.

В то время совершенно не принято было изучать античность, и, Джан Беллино, как и другие художники страны, создавали свои работы, срисовывая с натуры, причем манера рисунка не отличалась изяществом, она скорее была резковатой, сухой и вымученной. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. Позднее, с появлением Джорджоне из Кастельфранко, примерно в 1507 году, в полотнах Тициана появляется больше естественной мягкости и прекрасно переданного объема. Продолжая поиски способов, наиболее естественной передачи изображений он обращается к работе с цветом, стараясь передать все оттенки такими, какими они видятся в природе. В процессе работы он не пользуется набросками, считая единственно правильным — писать непосредственно на холсте, что именно такая работа является истинной живописью. То, что набросок позволяет предварительно составить композицию, оценить сочетание разных составляющих будущей картины, посмотреть, как из частей будет складываться целое, Тициан не учитывал.

 

Даная - тициан

Даная


Как бы ни было сильно воображение, все возможные комбинации, которые наиболее полно отразят замысел художника, не раскроются без возможности посмотреть на них физически. Для удачной композиции необходимо тщательное изучение обнаженного тела, а это совершенно невозможно без предварительных набросков. Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). Поэтому, чтобы достигнуть легкости в работе над колоритом и композицией картины, художнику необходимо набить руку на эскизах. Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения. Кроме того, что эскизы позволяют наполнять воображение художника новыми замыслами, они позволяют удерживать в памяти многие естественные вещи, избавляют от необходимости постоянно держать модель перед глазами, а так же от того, чтобы набросок проявлялся из-под красок картины, как в произведениях, написанных в той манере, которая была характерна венецианским художникам того периода такие как Джорджоне, Пальма, Порденоне и целый ряд творцов, не знакомых с произведениями Греции и Рима.

После того, как Тициан оценил преимущества техники Джорджоне, он, несмотря на то, что на изучение техники Джана Беллино заняло у него немало времени, примкнул к Джорджоне. Прошло совсем немного времени, и Тициан научился так подражать его вещам, что написанные им картины зачастую принимали за творения Джорджоне. Мы еще затронем эту тему. С годами мастерство Тициана росло, а работы приобретали все большую зрелость. Он написал большое количество фресок, которые невозможно перечислить в хронологическом порядке, так как они расположены в разных местах, для разных заказчиков и очень далеко друг от друга. Уже тогда, глядя на его фрески, Тициану справедливо пророчили будущее прекрасного художника.

Примерно в возрасте восемнадцати лет, когда он уже активно перенимал манеру Джорджоне, Тициан написал портрет одного дворянина своего приятеля из дома Барбариго. Портрет прославился необычайной естественностью изображения положения тела, и тем, что волосы были изображены так четко, что их можно было сосчитать. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки. Исполнение портрета было настолько мастерским, что не подпишись Тициан на фоне, картину приняли бы за творение Джорджоне. Между тем, при посредничестве Барбариго, Тициану заказали часть фасада Немецкого подворья, над передней частью которого уже окончил работу Джорджоне. После этого, им была создана большая картина, с фигурами в человеческий рост, которая сегодня находится недалеко от церкви св. Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы. Одновременно с ним в мастерской работали другие художники, немцы, специалисты ландшафтной живописи. Звери, изображенные в роще на этой картине, были написаны с натуры, они кажутся живыми — настолько изображение правдоподобно.

 

Венера и Адонис - тициан

Венера и Адонис


Во время войны императора Максимилиана с Венецией, в 1507 году, Тициан, по его собственному свидетельству, пишет для церкви Сан Марчилиано образ архангела Рафаила, на картине присутствуют Товий с собакой, а на фоне, в маленькой рощице далекого пейзажа, обращается с молитвой к небесам Иоанн Креститель. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. По мнению некоторых специалистов, эта вещь была написана до начала работы над фасадом немецкого подворья. С этим фасадом тоже связана история, затрагивающая взаимоотношения Тициана с его наставником. Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). Джорджоне испытал такую глубокую обиду, что до окончания работы над росписью избегал показываться на людях, и полностью отказался от дружбы и общения с Тицианом.

Через год, в 1508 году, Тициан работает над гравюрой на дереве, изображая Торжество Веры. В этой работе четко отражается отличная художественная манера и совершенство техники. Стоит отметить огромное количество персонажей на картине: прародители и патриархи, пророки и сивиллы, невинные мученики, апостолы и Иисус, четыре евангелиста и четыре отца церкви вкупе со святыми исповедниками.

В 1514 году Альфонсо герцог Феррарский пожелал выполнить роспись одной маленькой залы и для этого пригласил живописца Доссо из Феррары, заказав изображение Энея, Марса и Венеры, Вулкана с кузнецами у очага в гроте. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. Из под его кисти вышло изображение вакханалии — чан с красным вином, пьяные мужчины и женщины, вакханки и сатиры, Силен верхом на осле — совершенно обнаженный и невероятно красивый, окруженный людьми с полными руками винограда и спелых плодов. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. На одной из них — река из красного вина, а на берегу — пьяные музыканты, и изображение спящей обнаженной женщины, которая настолько мастерски изображена, что кажется живой, так же как и многие другие фигуры фрески. На другой — множество прекрасных амуров и детей в различных позах. Обе картины пришлись по душе хозяину.

 

Торквиний и Лукреция - тициан

Торквиний и Лукреция


Особенно хорош на фреске один из амуров, который отражается в воде реки, в которую мочится, в то время как другие амуры окружили пъедестал-алтарь со статуей Венеры с морской раковиной в правой руке. По обе стороны от нее — невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. В этом же кабинете на дверце шкафа Тициан изобразил полуфигуру Христа, которому показывает динарий кесаря злой иудей. Картины этого кабинета, по признанию современных художников — лучшее творение Тициана из всего того, что он когда-либо создавал. Это правда, творения, из ряда вон выходящие. Конечно, герцог щедро вознаградил художника, кстати, Тициан написал с него портрет, где герцог опирается рукой на большую пушку.

Перед разгромом Рима, в Венецию приезжает Пъетро Аретино — один из знаменитейших писателей того времени. Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. Это, конечно стало честью для Тициана и принесло широкую известность, ибо Аретино распространил славу о таланте Тициана на всю свою писательскую аудиторию, в том числе и на известных правителей. Вернемся к произведениям Тициана. Следует отметить образ св. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев. Он распростерт на земле, поверженный неистовым порывом солдата, пораженный в голову и выражающий во взгляде предсмертные муки. Другой монах, бегущий по направлению к зрителю, испуган близящейся смертью. В небесах — освещают прекрасный пейзаж, на фоне которого разворачивается эта трагедия — два обнаженных ангела. Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом.

Под впечатлением этого произведения Гритти, благоволивший как к Тициану, так и Сансовино, заказал ему для залы Большого Совета изображение сцены битвы при Кьярададде. Тициан изобразил яростную битву. Солдаты бьются на смерть, а с небес на них падает ливень. Композиция была основана на историческом факте, и считается одной из самых лучших исторических сцен, изображенных в зале. В этом же дворце есть фреска с изображением Мадонны.

Чуть позже, картину, написанную им для дворянина дома Контарини, на которой прекраснейшее изображение Христа, восседающего за столом с Клеопой и Лукой, хозяин решил выставлять публично и подарил ее Синьории. Картина оставалась в покоях дожа долгое время, нынче ее можно лицезреть в Золотой Гостиной, перед залом Совета десяти.

В 1541 году Тициан пишет образ для главного алтаря монастыря Санто Спирито в Венеции. Бог на ней изображен в виде пламени, Святой Дух в виде голубя. Через некоторое время картина была испорчена и Тициан, не без препирательства с братией, переписал ее.

В 1541 году появляется портрет посла Карла пятого в Венеции — дона Диего Мендоса во весь рост, после чего, такой вид портрета начинает входить в обычай. В том же году Вазари работает над росписью потолка для Джованни Корнаро и рядом других произведений для общины делло Кампо в Венеции. Сансовино, руководящий постройкой церкви Сан Спирито, поручает Вазари разработать эскизы для потолка. Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле. Однако с отъездом Вазари работу над этими вещами поручили Тициану, и он превосходно с ними справился. На картинах изображение Авраама, приносящего сына в жертву, Давид, повергающий Голиафа и Авель, погибающий от руки брата Каина.

 

Венера - тициан

Венера


Покинув Рим, Тициан, щедро одаренный вельможами, оказывается во Флоренции, где оказывается пораженным и восхищенным местными достопримечательностями. По возвращении в Венецию, Тициан заканчивает «Обращение» маркиза дель Васто к солдатам. Исполняет «Благовещение» — на маленькой доске эта работа предназначается для церкви Марии Нуова в Венеции. С помощью своего ученика пишет «Тайную вечерю» для трапезной Сан Джова ни Паоло. Эти вещи не особо ценимы самим мастером и не отличаются особым блеском.

Тициан был особо ценим Карлом Пятым — непобедимым императором. Увидев первый свой портрет кисти Тициана, он не желал больше быть изображенным ни одним другим художником. Он повелел произвести Тициана в Рыцари Его Величества и получал пенсию от неаполитанского казначейства в двести золотых, а за каждый портрет — подарок в тысячу золотых.

Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. На троне восседает Бог-отец, рядом — Богоматерь с младенцем-христом на руках, венчают Бога отца — пылающие херувимы, над ними голубь. По одну сторону трона — Карл пятый, облаченный в саван, по другую — императрица, оба в молитвенной позе, сложив руки, вокруг них — множество святых. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии. Прометей, терзаемый орлом, прикованный к Кавказу, Сизифа, катящего свой камень в аду, Тития, которого пожирает коршун. Герои были изображены в натуральный рост. Отличное произведение — Венера с Адонисом: она изображена в момент, когда лишилась чувств, а юный Адонис в мгновение, когда хочет от нее оторваться.

Отлично выписаны на этой картине собаки. Такого же размера доска изображает сцену освобождения Андромеды, прикованной к скале, Персеем, тяжело представить себе вещь более прекрасную, в том же ряду картина изображающая Диану, которая превращает в оленя Актеона, Диана изображена стоящая в ручье и окружена нимфами. А так же картина, изображающая Европу на спине быка. Эти картины находятся у римского папы и высоко ценятся за их естественность и колорит. Техника, в которой выполнены эти работы в корне отличается от стиля, в котором написаны его работы юношеские. Ранние работы выписаны так старательно и подробно, что рассматривая вблизи можно увидеть все мелкие детали, последние он пишет широкими мазками, вблизи их рассмотреть сложно, только издали. Такая манера живописи послужила причиной того, что у подражающих ему художников выходили нескладные вещи. Многим казалось, что картины Тициана не требовали особого труда, на самом деле, приглядевшись, можно увидеть, что картины переписывались неоднократно, и что в произведения вложена немалая толика труда. Его стиль работы поразителен, разумен, просто красив, в его картинах скрыты следы огромного труда.

 

Вакханалия. Фрагмент - тициан

Вакханалия. Фрагмент


В самом конце своего творческого пути Тициан написал небольшую картину с изображением волхвов, поклоняющихся младенцу Христу, который сидит на коленях у Богоматери.

Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Каждый правитель, каждый ученый, любой знатный человек, будучи в Венеции, обязательно посещал его дом. Он был искусным собеседником, обаятельным и, как сейчас бы сказали, харизматичным человеком. Конечно, в Венеции у него были соперники, однако он с легкостью побеждал их силой своего таланта и необыкновенным умением завоевывать расположенность знатных особ. Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. В последние годы мог работать только для собственного удовольствия, и еще для того, чтоб не лишиться той блестящей репутации, которую он заработал в лучшие годы. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. С большим удовольствием для себя, он обнаружил Тициана за работой, не выпускающего из рук кисти. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу.

Таким образом, художник, который вложил свою душу в украшение прекраснейшего из городов — Венеции, вложивший свою лепту в искусство Италии и многих других стран, заслужил признание и любовь художников всего мира. Ему подражают, им восхищаются. Он — признанный мастер, создавший бессмертные произведения, такие же — как память о великих людях и великих героях. Несмотря на то, что многие учились на работах Тициана и старались перенять его художественную манеру, число художников, которых можно назвать его учениками совсем невелико, ибо он не столько сам учил, сколько позволял учиться у него.

 

Тициан (6:57)

Тициан (6:57)

Encyclopedia Channel

Наказание Марсия (6:55)

Encyclopedia Channel

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой