искусство эпохи возрождения Италии
 / Культура эпохи возрождения Италии / Позднее Возрождение
Позднее Возрождение
Непорочное зачатие - Вазари
 Непорочное зачатие  / Вазари 

Вторая половина XV века для итальянского искусства Ренессанса становится переходным периодом. В это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений. Хотя если не рассматривать самый конец XVI века — время вступления на манеж братьев Карраччи и Караваджо, то можно сузить всё разнообразие искусства к двум основным тенденциям.


Феодально-католическая реакция нанесла смертельный удар Высокому Возрождению, но не смогла убить мощную художественную традицию, которая формировалась на протяжении двух с половиной столетий в Италии.

 

Святая Вероника - Якопо Понтормо
 Святая Вероника / Якопо Понтормо 

Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют. Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства. К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения —Тинторетто, Бассано, Веронезе.

 

Мадонна с длинной шеей - Пармиджанино
 Мадонна с длинной шеей / Пармиджанино 

Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира. На лицо разлад с манерами прежних Микеланджело, использовавших всю палитру Ренессанса. Они применяли эти средства в своих произведениях отвлечённо, заменяя диалог с реальностью на игру виртуозных форм. Это и повлекло враждебную настроенность к самой сущности ренессансной художественной культуры.


Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом».
Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. В целом если говорить о второй половине XVI века, то это бесспорно пора оживления литературной деятельности художников и появления любителей и даже знатоков, с большим удовольствием публикующих свои доводы об искусстве, в дальнейшем вытеснявшие художников в сфере теории искусства.

 

Солонка Франциска I - Бенвенуто Челлини
 Солонка Франциска I / Бенвенуто Челлини 

Жанры такой литературы крайне обширны: мемуары («Жизнь Бенвенуто Челлини»), исторические обобщающие труды («Жизнеописаний» Джордже Вазари), теоретические трактаты («Идея храма живописи» Джан Паоло Ломапцо). Теоретические труды выражают собой идею, которая является фундаментом для творчества маньеристов — искусство возвышается над действительностью и на пьедестале стоит не реальность, а сугубо субъективные представления художника, симбиоз творческой фантазии.
Для второй половины XVI века характерным является и возникновение бесчисленных художественных академий. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением, и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью.

 

Аллегория Мудрости и Силы - Веронезе
 Аллегория Мудрости и Силы / Веронезе 

Италия XVI века насчитывает огромное количество академий. Наиболее знаменитыми являются: витрувианская академия в Риме (основанная в 1542 году), академия рисунка во Флоренции (сформированная Вазари в 1560 году) и Болонская академия братьев Карраччи (1580 г.), которая дала жизнь новому этапу развитии европейского искусства.
В Италии второй половины XVI века маньеризм был распространен повсеместно, но далеко не везде занимал одинаковое место, находясь на лидирующем положении в художественной культуре.

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой