искусство эпохи возрождения Италии
Якопо Понтормо

Понтормо Якопо — настоящая фамилия художника Карруччи.

Продолжительное время искусство итальянского ренессанса развивалось по пути — подражания природе, освобождения тела человека от оков средневековья, выявления особенных черт духа человека из под панциря фанатичных идей сверхъестественного средневекового духовного мира.

База и идеология периода Возрождения, запечатленная во многих прекрасных произведениях великих мастеров, — является потрясающая своей мощью и чистотой духа личность человека, для которой природа является своеобразным отражением этой красоты.

 

Иосиф в Египте - якопо понтормо

Иосиф в Египте


Результат открытий этих направлений в искусстве оказался очень неожиданным — человек, с которого сбросили плену, потерял ясность духа, он потерял вчерашние ориентиры и оплоты, в результате чего он повис над бездной. Это отчетливо просматривается в период расцвета возрождения, на одном полюсе представлены образы Леонардо, на другом герои Микеланджело, пораженных горем.

Таким образом в самый расцвет эпохи Высокого Возрождения, появилась острая потребность в новых направлениях, новых опор для дальнейшего развития культуры. Первым, кто осознал эту потребность — был Понтормо, который явился основателем маньеристического, или как его еще называют антиклассического направления. Само понятие «маньеризм» имеет в основе слово «манера», способ и стиль написания картины. Этот термин символизирует особенности нового течения — преобладание

индивидуальности художника над считавшимися ранее законом строгого подражания естественной природе, преобладает дух поиска и экспериментаторства в поисках новых свежих направлений. Эти особенности были особенно присущи искусству Понтормо, которое разительно непохоже на работы его современников мастеров Ренессанса, что порой складывается мнение, что его работы принадлежат другой эпохи, другому художественному пласту.

 

Одиннадцать тысяч мученников - якопо понтормо

Одиннадцать тысяч мученников


В свои юные годы Понтормо обучался у выдающихся живописцев Высокого Возрождения, среди них были такие знаменитые мастера, как Андреа дель Сарто, Леонардо да Винчи. О качестве его работ и уровне владения мастерством можно судить по прекрасной работе созданной им в 1915-1520 годах — это фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайяно. Тут отображены отдыхающие крестьяне, расположенные в самых непринужденных позах приятным теплым днем, в тени древесных теней. Четыре фигуры вместе с собакой располагаются на парапете, отображенного на передней плоскости, остальные крестьяне находятся на самом парапете и расположены на ветвях дерева. За парапетом проявляется чистое небо, что наполняет работу необычайной легкостью и воздушностью. Эта работа Понтормо является переходной ступенью от стиля позднего Ренессанса к совершенно новым подходам и совершенно новому стилю автора. Одновременно художник передает ценимую Возрождением пластику и формы человеческого тела, с другой стороны в работе появляются сложные и в то же время выразительные формы — это сложность поворотов человеческих фигур, разнообразие ракурсов. Художнику удается связать в один удивительный ритм мотив парапета, растущего над ним дерева и фигуры людей удачно расположив фигуры людей на разной высоте, но в одной плоскости.

Сложившийся стиль композиций и оборотов Возрождения, расширяется художником: с помощью усложнения поз людей и игрой фигурами, вводятся небывалые ранее сцены и простонародные сюжеты. В результате создаваемая атмосфера очень выразительна, но в тоже время очень естественна.

 

Святая Вероника - якопо понтормо

Святая Вероника


В итоге автору удалось уйти от уже застоявшихся образов героики Ренессанса. В своих картинах он отображает обычных простолюдинов, избавленных от важной роли героев Ренессанса, как центра вселенной.

Большое место в работах Понтормо занимают трагические образы, которые наглядно проявлены в церковных росписях и картинах. Так в его работе «Положении во гроб» (церковь «Санта Феличита», Флоренция), многие идеи и задумки автора реализуются им в полной силе. Сюжет картины разворачивается на легком, ровном фоне. Фигуры людей располагаются рядом друг с другом, громоздятся друг на друге вдоль плоскости полотна, создается особое впечатление, как будто люди лишены веса и они парят над землей. Интересно сочетание красок, они располагаются яркими диссонирующими пятнами и создают нереальную мифическую атмосферу. Эта необычайная палитра автора перенята им под впечатлением работ Дюрера А. и всей специфики живописи Северного Возрождения.

Мир в картинах Понтормо приобретает совершенно другую окраску, выступает в новом свете, по сравнению с творчеством мастеров Возрождения. В своих работах Понтормо полностью меняет мировоззрение и положение человека в мире, человек становится не центром мира, как это подчеркивалось ранее. Основную роль художник отдает вселенной, атмосфере в которой находится человек и силах действующими в ней. Все эти подходы и приемы позволили великому Понтормо сделать совершенно новый шаг в развитии портретной живописи, открыть совершенно новое видение внутреннего мира человека.

 

Поклонение волхвов - якопо понтормо

Поклонение волхвов


Следует обратить внимание, что Понтормо владел прекрасной техникой рисунка, и оставил после себя прекрасные работы в этом жанре. Сохранилось большое количество рисунков насыщенных духом свободы, удивляющих своей потрясающей фантазией и оригинальными экспериментальными приемами.

Имя Понтормо — является вымышленным, настоящее имя автора Якопо Каруччи, родом он из Понторно, откуда и пошло его прозвище. Родился Якоппо в семье художника — Бартоломео Каруччи и потерял своих родных в раннем возрасте. Возможно, этот факт отразился на его характере — он был человеком нелюдимым, романтиком, часто забывал о сроках, немного чудаковатым. Возникает ощущение, что порой живописца больше затрагивал сам процесс творчества, чем результат работы, больше был интересен поиск новых решений. Порой он был готов разрушить свои готовые прекрасные работы, стремясь улучшить созданное.

 

Портрет мужчины с алебардоц - якопо понтормо

Портрет мужчины с алебардоц


В его юные годы ему была предсказана судьба великого художника такими даровитыми мастерами, как Микеланджело, а до этого Рафаэлем, причем покровительством первого он пользовался в течение жизни. Однако не злоупотреблял этим вниманием и всегда был благородным. В свою очередь, будучи даровитым мастером — он прослыл человеком огромной щедрой души и всегда поддерживал своих учеников.

Понтормо оказал большое влияние на искусство живописи, воспитал достойных учеников, среди которых ярко выделяется Бронзино.

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой