искусство эпохи возрождения Италии
Паоло Веронезе

Видеоматериалыico video

19 ноября 1528 года в семье Габриеле и Катерина Веронезе появился на свет пятый сын, которого назвали Паоло. Семья будущего великого художника обитала в городе Вероне, входившей на тот момент в Венецианскую республику.

Художественные направления, развивавшиеся в Вероне в начале шестнадцатого века, не зависели от столицы и развивались обособленно. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. Часть мастеров города оставались верны традициям художественной культуры окончания пятнадцатого века, продолжая развивать идеи Мантеньи, Джорджоне и Беллини. Наиболее значимыми представителями этого направления, обращенного в прошлое, были такие творцы, как Антонио Бадиле и Джованни Франческо Каротто. Другая часть городских художников — Баттиста Анджело Дель Моро, Доменико Брузазорчи и другие — связала свой творческий путь с маньеризмом, следуя последователям Рафаэля и Микеланджело.

 

Аллегория Мудрости и Силы - паоло веронезе

Аллегория Мудрости и Силы


В такой разнополюсной среде и формировался стиль молодого художника, что конечно наложило свой отпечаток на стилистике произведений и особенности композиции. Уже ранние произведения несут на себе отпечаток влияния более современного языка живописи — маньеризма. Путь ученика, расходится со стезей недавнего учителя.

Множество сохранившихся работ художника за период творчества до 1550 года, исполнены в типично маньеристической манере. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо — написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе.

Упомянутые произведения отличаются чертами, характерными для маньеризма: отчетливая красочная гамма, играющая противопоставлением светлых тонов, оживляемая бликами света, графическая живописная манера. В этих вещах прослеживается влияние на Веронезе произведений известных маньеристов, а так же фресок Джулио Романо.

Работая в течение трех лет над украшением Залов Совета Десяти, уже в 1553 году, в Зале Приемов, Паоло работает над основными полотнами. Центральное полотно изображает Юпитера, изгоняющего пороки (эта картина в 1797 году была вывезена французами, и попала в Лувр). На боковых панно изображены аллегории Юности и Старости, аллегорическая фигура Свободы и Юнона, которая щедрыми дарами осыпает Венецию.

 

Отдых в саду - паоло веронезе

Отдых в саду


Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. Яркие, насыщенные, вибрирующие краски делают изображение ярким и мерцающим, особые приемы манерьенской живописи делают фигуры легкими, воздушными и, как бы парящими. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. В этих произведениях художником вырабатываются те принципы и новые приемы живописи, которые используют для большей художественной выразительности, игру света и тени. Они придают некую легкость восприятия картинам художника, по традиции того времени помещенным в тяжелые позолоченные рамы. Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Художник и впредь сохранит склонность к точности в рисунке, присущей маньеристам, и это выделит его из плеяды венецианских художников того времени. В частности работы Тициана, построены на совершенно ином тональном принципе, а мягкую дымку на картинах Тициан создает сложным наложением слоев различных цветов.

В конце шестидесятых годов Веронезе стал достаточно популярной личностью в Венеции. Количество заказов резко увеличилось, особенно много поступало от служителей церкви. Примерно в 1558 году для церкви Санта Мария делла умильта алле Дзаттере Паоло выполняет на трех больших панно сцены Благовещения, Поклонения пастухов и Вознесения Богоматери, которые в наше время были помещены в капеллу дель Розарио церкви Санти Джованни э Паоло.

Лучшее время творчества художника приходится на шестидесятые, начало семидесятых годов шестнадцатого столетия. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Эти полотна ценны не только тем, что передают реальную архитектуру и ландшафты Венеции, на них четко выписаны изображения патрициев Венеции в окружении гостей и прислуживающих им пажей за веселым пиршеством. Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни.

 

Брак в Канне - паоло веронезе

Брак в Канне


Одной из первых, к примеру, такой картиной стал «Брак в Кане», ныне хранящийся в Лувре. На этом полотне огромное количество действующих лиц, в том числе и Христос, и апостолы, множество портретов реальных жителей, не меньшее количество воображаемых персонажей. Художник изобразил даже себя и своих коллег по художественному цеху — Тициана, Тинторетто в образах музыкантов. Однако, несмотря на прекрасную живопись произведения, в нем прослеживается симметричная и статичная композиция.

С начала творческого пути Паоло не последнюю роль отводил портретной живописи. Венецианское искусство стало своего рода катализатором для развития Веронезе-портретиста, сделав острым восприятие психологии изображаемой модели и развив способности мастера перенести свои наблюдения на холст. Начало шестидесятых годов шестнадцатого века — период расцвета этого направления деятельности Веронезе. Его работы за этот период считаются одной из вершин портретного творчества.

Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. В эти годы появляется целая серия холстов, открывает изображение Пира в Доме Симона фарисея. Это произведение писалось для монастыря Сан Себастиано, нынче оно хранится в Милане, в пинакотеке Брера. Тот же сюжет был написан и для монастыря Санта Мария деи Серви, предназначался холст для трапезной. Впоследствии, картина была преподнесена Людовику XIV, королю Франции и нынче находится в Версале. Далее следует Пир в доме Григория Великого, которую заказал монастырь Монте Берико близ Виченцы — написанная в 1572 году и Тайная вечеря для монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, последнее полотно было заказано настоятелем монастыря взамен одноименного полотна Тициана, погибшего в пожаре в 1571 году.

Известна дата передачи последнего полотна монахам — 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Обвинение предстало в лице инквизитора Аурелио Скеллино, который был священнослужителем в Бреши. В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания. В частности в изображении шута с попугаем — в этом изображении представитель святой инквизиции усмотрел аллегорию похоти. В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. В поведении персонажей — на картине вопреки евангельскому тексту, ягненка на части разрезает Петр, а не Христос.

В произведении были усмотрены идеи Реформации, уже вовсю витавшие в Северной Европе и распространяющиеся в Италии и Венеции. Паоло отчаянно защищался, стараясь донести право художников на некоторые вольности, однако инквизиция, а именно обвинитель — Скеллино — не признала правоту художника, и ему было дано три месяца на то, чтобы исправить все несоответствия за свой счет. Картина должна была отражать всю важность сюжета, изображенного на ней. Однако исправления, которые внес Веронезе, согласно результатам исследования, которое проводилось в период реставрации картины в 1980-1982 годах, были крайне условны. Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D.COVL MAGNU.LEVI-LUCAE CAP.V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Лк. 5).

Итак, полотно получило название Пир в доме Левия и стало самым грандиозным из всего, что написал Веронезе. На холсте, шириной примерно тринадцать метров, господствует изображение архитектуры — на переднем плане — трехпролетная лоджия — в которой собственно и проходит действие, на ней в глубине, выписан целый ряд прекрасных строений.

 

Пастушка - паоло веронезе

Пастушка


Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Большой пласт его творчества отдан живописи светской, эротические мотивы так же присутствовали в его творчестве, и, надо сказать были нередкими. Этот художественный жанр был особо популярен у коллекционеров, однако после смерти Тициана подобные картины практически исчезли. У Веронезе к таким картинам относятся картины серии Аллегорий любви, четыре картины, ныне находящиеся в Лондонской национальной галерее. Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. В восемнадцатом веке, когда картины входили в коллекцию Герцога Орлеанского, было принято считать, что на них изображены аллегории Неверности, Разочарования, Уважения и Счастливого Союза, однако точное содержание этих полотен не известно до сих пор. Они создавались с целью декорировать свод какой-то залы, и предположительно создавались по поводу бракосочетания какой-то известной пары.

Важным событием в творчестве Веронезе стала работа над обновлением декоративного убранства Дворца Дожей в восьмидесятых годах. Следовало восстановить залы, поврежденные во время пожара, который имел место ночью 11 мая 1574 года, что и предпринималось под руководством Антонио де Понте, с привлечением для консультирования Рускони и Палладио. Паоло поручили украшение плафона в Зале дель Колледжо во втором бельэтаже. Эта работа заняла у Веронезе, по свидетельствам документов, примерно три года.

Этот цикл полотен можно по праву назвать истинными шедеврами, созданными автором. Здесь он нашел возможность воплотить, давно пестуемую им, идею прославления справедливого правления Венецианской республики. Изображены аллегорические образы Веры, которая являлась основой этого правления, Добродетелей, которые направляют действия правителей Венеции. В подтверждение содержания своей программы, он располагает надписи: «Robur imperii» (Сила империи), венчает изображения Марса и Нептуна, «Nunquam derelicta» (Без пренебрежения) и «Reipublicae fundamentum» (Основа республики) соответственно расположены над Верой и Религией, «Custodes libertatis» (Хранитель Свободы) снизу сопровождает изображение властительницы-Венеции в сопровождении Мира и Справедливости. На меньших холстах, которые обрамляют центральные композиции, Паоло разместил аллегории Христианских добродетелей, а между ними двенадцать панно, отображающие греческую и римскую историю.
В последние десять лет жизни Веронезе посвятил работе над циклами для церковных зданий, которые носили декоративный характер. Первый монументальный цикл выполнялся для церкви Сан Николо деи Фрари, что в Венеции. Это здание, построенное еще в четырнадцатом веке, было подвергнуто перестройке и реставрации. Известна дата его освещения — это 17 октября 1582 года. Эту дату исследователи берут за основу для датирования картин, которые создавались для этого храма, и при таинстве освящения уже должны были быть в интерьере церкви. В целом, для этой церкви Веронезе было написано одиннадцать произведений.

 

Юпитер изгоняющий пороки - паоло веронезе

Юпитер изгоняющий пороки


Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично. К примеру, точно следуя букве евангельского текста, Крещение Христа должно было бы изображаться не на опушке густого леса, насыщенного красками, и создающего определенное настроение у смотрящего на картину, а на пустынном берегу Иордана. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Они призваны усиливать драматическое звучание сюжетов, и поэтому в большинстве своем пейзажи мрачные, напряженные с мерцающим, неземным светом. Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. Этот художественный прием использовал и Якопо Боссано, в мастерской которого учился сын Веронезо — Карлетто, и Якопо Тинторетто, который в своих холстах для Скуолы ди Сан Рокко так же использует пейзаж для создания драматического аккорда в своих произведениях.

Восьмидесятые годы отмечены в творчестве Веронезе, как период, в который он создает множество картин, в основу которых легли «Жития» святых. Это направление деятельности было благосклонно принято и всячески поддерживалось церковными вельможами. XXV сессия Собора в Тренто отметила пользу изображения подобных историй для воспитательной и проповеднической работы.

Великого художника не стало 18 апреля 1588 года, он скончался от воспаления легких, болезнь продолжалась непродолжительное время, оборвав творческий путь великого художника. Световые эффекты его последних произведений обнаруживают сохранившуюся связь со стилистикой Боссано. Эти эффекты в поздних работах мастера, передают поэтику, свойственную только ему. Краски остаются прозрачными, а свет, отраженный поверхностью картины — мерцающим.

 

Пир в доме Левия (6:56)

Паоло Веронезе

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой