искусство эпохи возрождения Италии
Пармиджанино

Видеоматериалыico video

Франческо Маццола (1503-1540 года), также известен под псевдонимом Пармиджанино. Юный художник начинает творить под огромным влиянием мастеров позднего Возрождения. В большей степени на Пармиджанино повлиял Антонио Кореджо, его фрески в пармской церкви Сан Джованни Эванджелиста оставили неизгладимое впечатление в душе художника.

 

Портрет невольницы - пармиджанино

Портрет невольницы


В 1523 году Пармиджанино решает покинуть свой родной город и направляется в Рим, там он изучает работы таких известных художников как Микеланджело, Рафаэля и других, что бы усовершенствовать свои навыки живописи. Вместе с собой Франческо взял несколько своих работ, в том числе и автопортрет, нарисованный в виде зеркального отражения. Эта работа пригланулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца. Пармиджанино хотел взяться за работу над одной из фресок на стенах ватиканских залов, и Климент VII хотел поручить ему работу. Но в 1527 году город был атакован войсками императора Карла V, а в последствии взят и разграблен. С риском для своей жизни Пармиджанино все таки выезжает из осажденного города в Болонью, там он снова возвращается к работе над гравюрами и рисунками. Но здесь случились неприятности, все его картины были украдены. Но эти события только подтолкнули художника к возвращению к живописи.

«Мадонна с розой» — одна из ранних картин написанных в Болонье, в ней можно увидеть уже установившийся зрелый стиль художника. В этой картине самим художником была разрушена гармония между двумя вещами, такими как идеал и форма его воплощения. Во всей картине преобладает неприкрытая чувственность, таким образом, художник хотел заинтересовать аристократию. Великолепная прорисовка одежд и легкая завеса создающая ощущение, что время не властно над фигурами. Такова позиция художника.

 

Мадонна с длинной шеей - пармиджанино

Мадонна с длинной шеей


Еще одна картина, считающаяся центром итальянского маньеризма, это «Мадонна с длинной шеей». С этой картиной у историков нашего времени возникает много вопросов, ответ на которых так и не найден. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено? Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна? Что за колонна видна на заднем плане? Ответ на эти вопросы может дать только лишь сам художник, предполагается, что Пармиджанино хотел изобразить нереальный мир, использовав при этом самые невероятные композиционные приемы. Одним из самых важных критериев в его работе было создание образа, ничем не перекликающегося с работами других известных мастеров. Он на картине задумывал не сцену семейного счастья, а хотел показать олицетворение одухотворенной красоты. Для большего эффекта художник сознательно искажал пропорции человеческого тела, делал их на вид очень хрупкими и придавал загадочное выражение лица.

 

Женский портрет - пармиджанино

Женский портрет


Пармиджанино в своем творчестве достиг таких высот мастерства выражения духовного начала, которые зачастую были просто недоступны искусству Возрождения. Его техника и концепции были объяснены во многих труда таких маньеристах как Ломаццо, Боргини и особенно Федерико Цуккаро.

В 1531 году Пармиджанино возвращается в свой родной город Парму. К этому времени Корреджо вечный соперник художника уже уехал. Жизнь Франческо никогда не шла по прямой. Он взял заказ на роспись церкви братства делла Стуката, но за его не выполнение был отправлен в тюрьму. После недолгого пребывания под арестом, Пармиджанино освободили под обещание закончить работу над церковью. Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой. И таким образом зака так и не был завершен. Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство, вскоре Фарнческо скончался. Вазари писал о нем: «...очень жаль, что Маццола, которому природа дала большой талант к живописи, хотел сделаться богатым, не идя по прямому пути и желая получить то, чего никогда не мог достигнуть, потерял время, пренебрег своим искусством и испортил свою жизнь и репутацию». Можно предположить, что биограф под своими словами подразумевает потнрю времени под занятием алхимией, которая тогда была в моде. Возможно, что биограф намекает на занятия Пармиджанино алхимией, чрезвычайно модной в то время.

 

Автопортрет в выпуклом зеркале - пармиджанино

Автопортрет в выпуклом зеркале


Рисование портретов Пармиджанино отдельная часть в его творчестве. Одна из работ Франциско этого жанра, автопортрет из галереи Уффици свидетельствует о его внутреннем разладе, драме художника, который познал дисгармонию мира. Этот портрет женщины, наверное, это самая светлая работа в творчестве художника. Еще его называют портретом Антеи, так как изображенная на нем женщина похожа на возлюбленную художника. Если не сильно смотреть на точную прорисовку деталей портрета, то можно смело утверждать, что Пармиджанино создал новый идеал женской красоты. О нём в своё время говорилось следующее: «То, как высокая женщина, изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма».

Никто не мог предполагать, что творчество Франческо Пармиджанино очень сильно повлияют на европейскую живопись, и подготовит возникновение и бурное развитие нового стиля, барокко.

 

«Обращение Савла» Пармиджанино. Италия,эпоха Возрождения (25:44)

Из серии программ «Мой Эрмитаж», 2008

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой