искусство эпохи возрождения Италии
Тинторетто

Видеоматериалыico video

Якопо Робусти (1518 — 1594) — итальянский художник, который получил прозвище Тинторетто. Тинторетто родился в Венеции и провел в ней всю свою жизнь. Необходимо сказать, что прозвище художника происходит непосредственно от профессии его папы — Джованни Баттиста Робусти, который был красильщиком шелковых тканей.

Ранняя манера Тинторетто во многом отличается от традиции Лагуны; истоки творчества талантливого художника лежат далеко за пределами Венеции. Следует отметить, что после непродолжительного обучения у Тициана, которое было прервано по причине возникшего противостояния между мастером и его талантливым учеником, Тинторетто вскоре испытывает влияние новых тосканских, римских и эмилийских открытий. Отметим, что первые образы данного художника восходят всё-таки к маньеристической стилистике, а также к формулам Пармиджанино, а по повествовательности достаточно похожи с приемами Андреа Скьявоне. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года.

 

Адам и Ева - тинторетто

Адам и Ева


Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Данные культурные заимствования были сведены художником к различным стилистическим элементам: немного удлиненные фигуры, достаточно динамичные формы, явная страсть к изгибам линий, а также подчеркнутая пластичность — все эти черты итальянский художник передает в индивидуальной манере, а также оживляет их оригинальными эффектами света и новым пониманием пространства.

Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Именно эти произведения смогли выступить поворотным этапом в творчестве итальянского художника, став моментом начала работы с разнообразными религиозными братствами, спустя время ставшими его постоянными клиентами.

Тинторетто уникальным образом сумел приспособить собственные выразительные художественные средства к достаточно специфическим народным религиозным верованиям, а также сделать их сутью собственного поэтического мира. В композиции «Святой Рох исцеляющий чумных» цвет сведен к уникальным светотеневым эффектам, которые создают атмосферу чуда. Данный эффект является первым достижением художника в сфере света.

 

Вулкан, Марс и Венера - тинторетто

Вулкан, Марс и Венера


В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа. В картинах, которые были написаны в 1553-1555 года, колорит по собственному характеру восходит к искусству Веронезе. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).

Зрелый период. Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает полноценной творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Отметим, что две из трёх картин имеют композицию, где на фоне архитектурных кулис происходит театрализованное действие. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви.

 

Происхождение млечного пути - тинторетто

Происхождение млечного пути


Одержав в 1564 году победу в тендере на роспись в Скуола ди Сан-Рокко, художник уже в следующем году начинает писать цикл композиций. Тинторетто пишет их за несколько подходов и завершает только в 1587 году. Именно эти композиции являются высшим и самым законченным образцом его искусства. Отметим, что динамическая мощь его яркой живописи выражена здесь не столько в движении, чаще всего в очень головокружительном, а сколько в своеобразной стихийности и нестандартной стремительности мазка.

Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Данный жанр был органичен для художника-визионера, который мог охватить основные черты грубой реальности. Он рисует образы стариков благородных и очень трогательных волнующих до самой глубины души.

 

Суссана и старцы - тинторетто

Суссана и старцы


В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены — на плафоне; а также «Сцены из жизни Христа» — на церковных стенах). Данная работа стала пиком поэтического искусства Тинторетто и одним из высочайших достижений маньеризма. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Драматизм, а также мистическая эмоциональность в толковании уникальных библейских сюжетов определяется очень высоким моральным духом. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом.

С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. Именно под руководством великого мастера они получили возможность работать в Большом Зале в Скуола ди Сан-Рокко. Однако, многие другие произведения, описываемого периода, в которых роль помощников была очень важной, по качеству значительно уступают лучшим работам талантливого художника. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Эти работы ярко свидетельствуют о достаточно экспрессивной виртуозности пылкого и очень романтичного мастера. В особенности это проявляется в сравнении с восьмью сценами «Праздников семьи Гонзага», которые были заказаны Гульельмо Гонзага примерно в 1579 году и закончены весной 1580 года. В них выражается грубая групповая работа, даже несмотря на ощутимое участие сына художника Доменико. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.

 

Ариадна, Венера и Бахус - тинторетто

Ариадна, Венера и Бахус


Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.

 

Омовение ног — Якопо Тинторетто (25:54)

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой