искусство эпохи возрождения Италии
Чимабуэ

Нельзя однозначно сказать много или мало известно о жизни Чинни ди Пеппо, получившего прозвище получил прозвище — «Чимабуэ» (ок.1240-после 1302). С одной стороны мало, потому что путь всей его жизни обозначается двумя точными историческими свидетельствами. Так, документ из архива Санта Мария Маджоре сообщает, что в 1272 году Чимабуэ прибывал в Риме и был к этому периоду совершеннолетним. А спустя 30 лет в 1301 году в документе из Пизы упоминается имя Чимабуэ (художника пригласили для работы в одной из городских церквей).

Историческим подтверждением и точной датой может похвастаться лишь одно произведение Чимабуэ, а именно — мозаика «Св. Иоанн» в апсиде Пизанского собора. Счета, которые случайно уцелели, закрепляют факт работы художника над созданием мозаик в 1301-02 годах

С другой стороны о жизни Чимабуэ известно очень много благодаря подробному и колоритному жизнеописанию Вазари, перемешавшего правдоподобные факты с догадками и вымыслом автора. Исходя из этого жизнеописания, можно определить приблизительную дату рождения Чимабуэ. Согласно показаниям Вазари в 1300 году Чимабуэ было шестьдесят лет. Художник в основном жил на родине, во Флоренции, однако многократно выезжал и в другие города, работая в Пизе, Ареццо, Ассизи. Искусство Чимабуэ было почитаем флорентинцами.

 

Распятие - чимбауэ

Мадонна с младенцем


Важным остаётся вопрос об истоках происхождения происхождении стиля Чимабуэ. По рассказам Вазари художник проходил обучение у греческих живописцев, которые были приглашены правителями Флоренции. Глубоким знанием византийского искусства, играющего существенную роль в художественном аспекте Италии 13 века, отмечены ранние произведения Чимабуэ.
Греческая манера — самобытный художественный феномен был образован слиянием византийских влияний на итальянской почве с местными романскими традициями и вкрадывавшимися с севера готическими темами.

 

«Распятие», будучи одним из ранних творений Чимабуэ (около 1280 года) ярко демонстрирует стиль уже сформированного художника, а также особенности «греческой манеры».

Чимабуэ использовал тип распятия с S-образно изогнутой фигурой Христа, который имел широкое распространение в итальянском искусстве 13 века. С помощью распятия, отвечающего поменявшимся религиозным представлениям периода, создавался чувственный и зримый образ искупительной жертвы. Францисканские и доминиканские ордена набирали силу, пристальное внимание в их учениях уделялось эмоциональному и личностному переживанию истории спасения. Стоит отметить, что богословская мысль концентрировалась на теме страданий Христа.

 

Отличительной особенностью Чимабуэ является стремление максимально совершить стилизацию изображения: подчёркивание структурного начало, приумножение значения контурной линии и силуэта, детально моделирование всех форм, при этом создавая буквально кристаллическую отчетливость. Декоративные элементы набирают значимость, сохраняя эмоциональную конкретность в образе. Черты чувственного и абстрактного католического спиритуализма находят своё отражение в одухотворенности.

Продолжение стиля художника датируется около 1285 годом, который был отмечен созданием произведения «Богоматерь с младенцем на троне», предназначенного для главного алтаря церкви св. Троицы во Флоренции. В данной работе прослеживается новая заинтересованность Чимабуэ к более объемной степени трактовки форм, а также пространственные решения, которые явно выражены в сложной архитектуре двухъярусного трона. Хотя всё же отдельные новые особенности, сочетаясь с полностью условными изобразительными приемами, не превращаются здесь в самостоятельную художественную концепцию. Например, одеяния Богоматери изобилуют золотыми линиями — ассистом, трактуемого в эпоху средневековья в качестве символического изображения божественной энергии.

В 1288-1290 годах Чимабуэ трудится над росписями верхней церкви св. Франциска в Ассизи. Яркое воплощение способности подчинить композицию единому декоративному ритму, стремление к повышенной экспрессии, превосходное чувство монументального искусства находят отражение в этих фресках.

Среди множества Фресок выполненных Чимабуэ, особенно выделяется изображение «Распятия». Вселенским масштабом руками художника изображается завершение крестного пути: в предсмертной судороге изогнутое тело Христа, ткань набедренной повязки взвихривается, подчиняясь порыву сильного ветра, люди на земле взывают к Христу напряженные, словно натянутые нити — руки. Глубочайшим драматизмом, сильнейшим религиозным чувством и ораторским пафосом пронизано искусство Чимабуэ. Именно благодаря этому можно понять смелость исследователей именующих художника «Микеланджело 13 века».

 

Распятие - чимбауэ

 Распятие


В Ассизи Чимабуэ вновь возвращается в середине 1290-х годов для написания несколько фресок в нижней церкви св. Франциска, среди которых находится и композиция «Богоматерь на троне со св. Франциском».

Образом самого почитаемого итальянского святого 13 века является св. Франциск. Его лицо почти уродливое с одухотворенными чертами и выраженным характером, полностью лишёно идеальной типизации. Оно наводит на мысль о правоте Вазари и других авторов о том, что Чимабуэ являлся одним из первых художников, который начал писать образы с реальных людей, тем самым, подражая натуре. Но этот виток нового творчества не нашёл продолжения в последних произведениях Чимабуэ.

В 1302 году в апсиде Пизанского собора было создано мозаичное изображение «Св. Иоанна», демонстрирующего компромиссный стиль в сочетании с разнородными чертами, всё же находящимися в рамках средневековой художественной системы. Чимабуэ будто бросить взгляд на реформу Джотто и Каваллини, как тут же перевёл его на свойственные ему формы художественного видения.

Точная дата кончины Чимабуэ неизвестна (по некоторым предположением он был еще жив в 1315 году). Похороны великого художника состоялись во флорентийской церкви Санта Мария дель Фьоре.

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой