искусство эпохи возрождения Италии
Никколо Пизано

Известный скульптор Никкола Пизано, родившийся в начале XIII в Апулии, приехал в Пизу, будучи вполне сформированным художником. Его главной заслугой является отказ от византийской традиции в пользу возрождения пластики античного стиля.

 

Нерешённым в настоящее время остаётся вопрос о факторах влияющих на проникновение классического духа в творчество Пизано. Однако существует довольно правдоподобное предположение о возможности скульптора увидеть и постигнуть местные монументы искусства древней Греции во время нахождения в Южной Италии.

 

Благословляющий Христос - николо пизано

 Благословляющий Христос


Рельеф «Снятие со Креста» (притвор церкви св. Мартина, Лука) являясь временным началом творческого пути Пизано (1233) всё еще обладает характерными особенностями скульптуры романского периода.

 

Безусловно главенствующую роль занимает его произведение — превосходная мраморная кафедра в пизанской крестильнице (1260 год), в которой отчётливо прослеживается воззвание к античному искусству. Работа выполнена в виде шестигранного ящика, который снизу имеет опору из шести колонн (три из них стоят на спинах львов). Колонна номер семь (в середине ящика) располагается на образах некрещеного, грешника и еретика, грифа, а также льва и собаки, передние лапы которых удерживают бычью и баранью головы, а также сову.

 

Кафедра Пизанского собора - николо пизано

Кафедра Пизанского собора


По бокам ящика выполнено украшение в виде пяти рельефов, представляющих: Рождество Христово, Страшный Суд, Поклонение волхвов, Благовещение, Распятие. Иносказательные персоны шести добродетелей поставлены непосредственно на капители. Евангелисты и пророки помещены на созданных арками угловых полях. Что же касается самих арок, то они связаны между собой капителями угловых колонн.

 

Поклонение волхвов - николо пизано

Поклонение волхвов


Несмотря на факт сохранения в данных рельефах разновидностей характерных для византийского искусства, общая выдержанность и характер требовательного барельефного стиля говорят об ознаменовании возрождения пластики античности.


Классическая манера, проявившаяся в данном произведении, не исчезает, а появляется и в других произведениях Пизано, но в более мягкой форме. Примером служит рельеф саркофага св. Доминика (церковь C. Domenico, Болонье) и кафедра сиенского собора, исполненной в 1266 году при участии его сына Джованни. Общие мотивы прослеживаются с кафедрой пизанской крестильницы, но также существуют и отличия, заключающиеся в большей степени роскоши орнаментации, а также прибавляются ещё две сцены из жизни Спасителя: «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев». Реалистичность исполнения пафоса и движения характеризуют произведения скульптора.

 

Платон - николо пизано

Платон


Также работой Никколо Пизано (в сотрудничестве с Джованни) стал прекрасный фонтан в Перуджи (1277 год). Великий Пизано скончался примерно в 1280 году.

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой