искусство эпохи возрождения Италии
Симоне Мартини

В 1284 году родился Симоне Мартини. Но о первых тридцати годах его жизни история, к сожалению умалчивает. Тем не менее, частичная нехватка фактов всё же позволила выдвинуть ряд веских гипотез. По одной из них он родился в семье некоего Мартини Сиене (квартал Сант-Эджидио). А по другой Энцо Карли считает, что умелец был рождён в сиенском контадо (близ Сан Джиминьяно) и являлся сыном мастера Мартино. Мастер занимался подготовкой нижнего слоя штукатурки (arriccio), который накладывается на камень или кирпич стен, предназначенных для фресковой живописи, что и повлияло на будущую специальность живописца.

 

Пизанский полиптих - симоне мартине

Пизанский полиптих


Свою школу Симоне скорее всего получил у мастера Дуччо ди Буонинсенья. Известность же пришла после создания Маэста в зале Маппамондо в сиенском Палаццо Пубблико. Обрамление данной фрески заключает надпись, которая указывающая дату (1315 год) и автора произведения (работа Симоне). Поступок Сиенской коммуны — выбор Симоне из всех художников города для выполнения действительно ответственного задания говорит о безупречной репутации мастера задолго до заказа Маэста. Только самые выдающиеся мастера того времени (конца XIII — первой половины XIV века) такие как Дуччо, Амброджо Лоренцетти и Симоне удостаивались чести декорировать Палаццо Пубблико, центра города в символической и буквальной интерпретации. Если судить по документам, которые относятся к данным работам, то можно судить о разнообразных ветвях живописного творчества Мартини, о его точном и профессиональном отображении 60 ландшафтных видов.

 

Мадонна на троне - симоне мартине

Мадонна на троне


Мартине Симоне с особой тщательности воспроизводит городскую атмосферу: окна, крыши, арки и интерьеры особенно удались в работе над Алтарём Блаженного Агостино Новело. О Симоне Вазари говорил: «Обладал изобретательностью от природы и очень любил рисовать с натуры, и в этом он признавался лучшим мастером своего времени».


Портретные образы первыми в средневековой живописи были замечены у Мартини. Возможно, именно он опередил других современников в распознавании физиогномических особенностей. Так король Роберт в алтаре из Неаполя наделён острым профилем, а взгляд кардинала Джентиле Партино да Монтефьоре во фреске над аркой, которая приводит капеллу Сан Мартино наполнен почтительностью.

 

Алтарь св. Людовика - симоне мартине

Алтарь св.Людовика


Достаточно большая и разнообразная группа картин на дереве, по которой можно наблюдать эволюцию работ Мартини датируется концом 1310-первой половиной 1320-х годов. Сквозь, несомненно, готизирующий стиль, проявляющийся в новом методе передачи объёмов, прихотливости в игре линий и светоносности фонов проступают протоджоттистские черты (фрески в Ассизи), реминисценции искусства Дуччою. Из-за малого количества сохранившихся документов можно говорить о точной дате создания только двух из этих работ: 1319 год (полиптих в церкви Санта Катерина) и 1320 год. Если говорить об остальных полиптихах, которые вышли из мастерской в Орвьето, то историки, полагаясь на стилистический анализ, присуждают им отрезок времени начала 1320-х годов. Важным остаётся и тот факт, что изучать творчество Симоне в Орвьето усложняется участием в работах его помощников.


Согласно финансовым отчетам Сиенской коммуны за 1320-е годы, в которых зафиксированы разнообразные выплаты в адрес Мартини, мастер был активен в своей деятельности в Сиене до отъезда в Авиньон. В данных документах содержится перечень крайне разноплановые работы, большинство из которых не поддаётся идентификации, а многих и попросту утрачены.

 

Алтарь св. Людовика - симоне мартине

Благовещение


1321 год охарактеризован для Симоне платой за проделанную реставрацию своей личной Маэста (испорченной проникшей сквозь стену влагой), а также за роспись креста, который позднее будет завершен его последователем Чино ди Мино Уги. А в 1322и 1323 годах мастер получает вознаграждение за список неутонченных в счетах работ, которые были выполнены Симоне в Палаццо Пубблико.


1324 год стал знаковым для Мартине — состоялась его свадьба на Джованни (дочь Меммо ди Филиппуччо и сестра Липпо Мемми). Если судить о доходах, которые ему приносила живопись, скорее всего Симоне был достаточно преуспевающим и богатым человеком.


Небольшой городок Прованса — Авиньон превращается в художественный центр в связи с перемещением в начале XIV века папской резиденции. В Авиньон стекались художники, и даже целые мастерские (итальянские кардиналы всячески этому способствовали), которые привозили свои работы. Таким образом, в 1336 году в этом славном городе оказался и Мартине Симоне.


Активизированная художественная атмосфера привела к преображению изобразительного языка северных мастеров, который приобрёл аристократическую элегантность, столь характерную для итальянской живописи и бесспорно близкую искусству Мартини — одного из предшественников интернационального готического стиля, олицетворившего утонченность придворной культуры.


Общество было чётко дифференцировано (папа и Папское государство, император и феодальная иерархия, граждане) и Мартини Симоне постоянно имел хорошие отношения с высшими социальными слоями, выполняя важные заказы представителям высшей ступени социума. Симоне в сиене украшал резиденцию правительства Девяти, а позже расписывал главную культовую базилику францисканцев (с наложенной печатью политической ситуации эпохи) Сан Франческо в Ассизи.

 

Святое семейство - симоне мартине

Святое семейство


О позднем творчестве Мартини практически ничего не известно и мнения учёных неоднозначны. До нашего времени дошли лишь фрагменты фресок в церкви Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне, фронтиспис рукописи Вергилия, который ранее принадлежал Петрарке, а на сегодняшний день хранящийся в Библиотеке Амброзиана (Милан), Святое семейство (1342 год) из Художественной галереи Уолкер (Ливерпуль) и полиптих с изображением Страстей (створки которого хранятся в Антверпене, Париже и Берлине).


Смерть Симоне Мартини встретил в Авиньоне в 1344 году. Со слов Вазари: «с ним приключилась серьезная болезнь, побежденный недугом, он отошел в мир иной». Скорее всего, Мартине Симоне болел и понимал, что оставалось жить ему не долго и 30 июня он составил завещание. Флорентийский нотариус Сер Джеппо ди Сер Бонайуто Галгани написал и засвидетельствовал данный документ, который подтверждает настоящий душевный мир Симоне, его щедрость и глубокую привязанность к своей семье.

 


 

 

 
© Flourishing.Ru - "Искусство эпохи возрождения Италии" / Art Renaissance Italy
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт искусство возрождения ИталииМенюРамер текста - маленькийРазмер текста - среднийРазмер текста - большой